cyxymu: (Default)
[personal profile] cyxymu


Оригинал взят у [livejournal.com profile] braude в Как меня завербовали грузинские спецслужбы
Вообще-то, я собиралась ехать в Грузию и Армению в июле на автомобиле. Готовила маршрут. Читала. Слушала знающих людей и питерских таксистов.
Но моя судьба решила иначе. Неделю назад я - уже -  вернулась из Грузии.

Наверное, после другой поездки я быстро написала бы одну статью в Cosmopolitan, другую, более откровенную - в этот блог, а может быть, и ничего бы не написала.
Или, вероятнее всего, я с восторгом рассказала бы о том, что чудеса бывают. Потому что то, как я оказалась в этой поездке - настоящее чудо. Дар небес. Может быть, маленькая награда сверху за последние изматывающие месяцы.

Но мне хочется написать совсем о другом.

И я очень надеюсь, что мои близкие друзья меня поймут. А другие не будут втягивать в дискуссии.

Неделю я рассказываю друзьям и коллегам об этом путешествии. Я пытаюсь говорить о зимнем небе, о сванских башнях, о вкусе чистой родниковой воды, об истории косых перекладин на путевых крестах, но...не получается.

Меня, конечно же, спрашивают, как я там оказалась. Рассказываю.  А потом идут вопросы о политике.  "А как относятся к русским? А правда ли, что у них нет коррупции? А американцев ты много видела?"
Я начинаю рассказывать о том, что видела, и через три минуты слышу: "Оля, тебя завербовали? Ну ты же умная девушка, ты что, во все это поверила? "

... в советское время мой отец часто летал в Тбилиси к друзьям. Привозил оттуда гостинцы. Потом настали тяжелые времена. Пока что-то работало, отец переводил своим друзьям небольшие суммы денег. Читал вслух их письма. Тогда все мы жили не особо хорошо, но электричество в Питере было всегда и везде. И не стреляли. Поэтому в то, что он читал вслух, верилось с трудом. Прошли годы, моя подруга студенткой вышла замуж за армянина из Тбилиси. Они долго не могли навесить его родителей, показать внука. Как-то с трудом, на автобусе, добрались. Она с упоением рассказывала про балконы, запах свежеиспеченного хлеба, гостееприимство и страшную бедность. Еще через несколько лет вокруг меня оказалось множество людей, кто был "из Тбилиси". Разных национальностей и судеб. Никто из них ничего не рассказывал. Потом был август. В моей жизни как раз в эти дни случилось горе, и я ничего не знала, не читала, не смотрела. Только умные одноклассники стали чаще говорить о Грузии и ругать нашу власть. Правда, они это делали всегда.
А потом стали доходить слухи. Полгода назад хозяйка моего любимого грузинского ресторана в Питере, многим известная Майя, открыто подливая мне Боржоми (!!), сказала: "Скоро опять разрешат. Я точно знаю".

И вот с такими сомнительными знаниями я оказалась в стране, с которой у России нет дипломатических отношений. (Впервые, наверное, за сотни лет?).

Получние визы заняло 15 минут, офицер с улыбкой пожелал хорошо провести время в Грузии. И мне почти сразу стало стыдно. А ведь я на тот момент еще не знала о практически полной невозможности для гражданина Грузии получить российскую визу. Нам - можно, им - нет. Трезворассуждающие друзья скажут потом - "конечно, ведь кто кому нужнее? Кто может больше денег принести и привезти?" Так-то оно может и так, но все равно - стыдно.

Люди на улицах с радостью переходили на русский язык. Говорят - хоть немного - практически все. Фраза "я из России" вызывала удивление, смешанное с недоверием, быстро переходящим в искренний восторг. В сувенирной лавке в Тбилиси через пять минут стало тесно: хозяев и их соседей интересовало все - от погоды до цен на бензин в России. На горнолыжном склоне в труднодоступной Местии (Сванетия), где я, опершись на палки, пыталась набраться сил для продолжения спуска, меня обступило человек пять. Я попыталась улыбнуться:
-  Здравствуйте. А почему вы на меня все смотрите? Я плохо катаюсь, в горах еще не бывала, не обращайте внимания..
-  Мы русских давно не видели. Можно на вас просто посмотреть?
Немолодая управляющая респектабельным курортом на озере Лопота, что в Алазанской долине (Кахетия), утром в день нашего отъезда показалась мне простуженной: воспаленные глаза, красные щеки. Она, оказывается, плакала. И не от того, что наша братия накануне танцевала в ее баре до пяти утра и хрипло пела Высоцкого караоке... А от того, что это - случилось. Приехали мы. И может быть, приедут и другие - из России.

Что это было? Тоска по тому времени, когда не было границ? По тому хорошему, что было в нашем общем прошлом? Или мудрость не переносить на частных людей то, что творят их министры и президенты? Я часто слышала в разговоре "мы ведь с вами одной веры, это главное..." или "сколько веков мы воевали плечом к плечу вместе, разве это можно забыть? Разве это нужно забывать?"

Вопросов на скользкие темы никто не задавал. Мы тоже их избегали. Запретные темы, однозначно, есть. Один из наших "сопровождающих" - хотя совершенно невозможно так называть веселых, остроумных и очень непростых молодых людей, которые вместе с нами проехали 2000 километров по заснеженной стране, - сказал мне: "Знаешь, раньше всегда первый тост мы поднимали в Грузии за Бога. Чтобы хранил нашу страну. А теперь почти всегда первый тост - за мир."
Пожалуй, этим все сказано. И опять мне было как-то неловко...

А еще было по-хорошему завидно. Я не экономист, но я могу отличить состояние "стройка" от состяния "разруха". В каждом городе, в каждом селе что-то строится. На черноморском побережье на границе с Абхазией (пишу и нервничаю) за два года отгрохали целый курортный город, насыпали пляжи, высадили пальмы. В Батуми каждый второй дом - на реконструкции, иногда - увы - не совсем в согласии с архитектурным ансамблем, но ... В Тбилиси по частям обновляют все районы города; на остановках общественного транспорта - электронные табло, в гостиницах бесплатный wifi, а на уборку снега с утра выходят толпы рабочих. С нуля возводятся новые горнолыжные курорты. Строятся аэродромы. Скоро в Грузию будет летать Ryan Air. 
Наверное, я сейчас звучу как "инвестиционная брошюра", но это только то, что я видела свои глазами. А еще я слышала про налоговые льготы для инновационных компаний. Про быстроту регистрации любых сделок... Про отсутствие коррупции...
Вот тут начинается самая сложная тема. Так уж вышло, что про грузинские реформы мы слушали из самых первых рук - от руководителя МВД Грузии Вано Мерабишвили. А потом еще и от разных других высокопоставленных лиц. И много где были, и много что видели.  Как автомобиль можно купить-продать, не встречаясь лично со второй стороной сделки;  как паспорт можно за день получить, или ипотеку оформить, или визу продлить - и все это в одном и том же месте. Как оснащены полицейские машины. Как работают операционистки на таможне. Как пересекают границу, не выходя из машины...
Но стоп. В ответ на все эти мои рассказы я уже целую неделю слышу: "Оля, тебе заплатили за пропаганду?" или "Ага, американские деньги!" или "Какой тонкий политический ход..."

Поэтому приведу слова тбилисского таксиста: "Я и сам не верю в то, что у нас здесь происходит. Не верится, что так быстро все изменилось. Кажется, совсем недавно еще был Гамсахурдия и война на улицах... Тут вот такое дело, скорее всего. Миша - не ворует. Действительно не ворует. Ни он сам, ни люди его. А когда тот, кто наверху - не ворует, то очень быстро можно порядок навести. Как-то так..."

И вот тут мне стало еще раз стыдно.

PS Про красоту Грузии я еще напишу. Когда успокоюсь.



(no subject)

Date: 2012-02-21 05:50 am (UTC)
From: [identity profile] juga1.livejournal.com
ва! как много людей приходиться вербовать.
Edited Date: 2012-02-21 05:51 am (UTC)

(no subject)

Date: 2012-02-21 05:56 am (UTC)
From: [identity profile] sandroba.livejournal.com
Хорошо написано.От сердца...

Георгий,помнишь как почти одновременно написали вот на эту тему
http://www.sandronic.ru/e/1085380-rossiya-neizvestnaya-g

А ведь это правильно...

(no subject)

Date: 2012-02-21 08:12 am (UTC)
From: [identity profile] silviog.livejournal.com
Очень хотел "украсть" (перепостить к себе), но почему то не получилось. Жаль, своего, увы, не пишу, а то с чем согласен на 100% или о чем хотел бы, что бы знало побольше людей всегда "умыкаю" к себе.

(no subject)

Date: 2012-02-21 01:18 pm (UTC)
From: [identity profile] sandroba.livejournal.com
Спасибо на добром слове

(no subject)

Date: 2012-02-21 06:18 am (UTC)
From: [identity profile] mesame.livejournal.com
У России с Грузией диаметрально противоположные векторы направления методики развития, т.е. цели и видение государственной и общественной политики разнятся. Россия мне напоминает Азербайджан - есть деньги, хватает всем, но есть коррупция невероятная. Обществу не хочется что-либо менять, потому что развал существующей системы скажется на состоянии всех слоев, поэтому тянут лямку, считая, что такая модель приемлема, и заслуга тех, кто обуздал хаотичный произвол, создав «нормальную», «цивилизованную» коррупцию (как они сами же и называют эту «заслугу»), не подлежит сомнению.

Успехи развития Грузии объясняются там «деньгами Госдепа», как минимум - а как же иначе объяснить гражданам своей страны, что те, чей курс отличается от единственно правильного путинского плана, приносит плоды?

То, что плохо о нас пишут, это нормальное явление - различные строи всегда поливают друг друга грязью. Коммунисты капиталистов, а те наоборот, историю помнят все. Весь мир живет по этой схеме. Ведь американцы никогда не будут хвалить северокорейский путь, а там американский и подавно!

Вот ЮО и Абхазия, «убитые территории», даже несмотря на тот факт, что россиянам до них как до лампочки, но тем не менее, они их любят и СМИ и пропаганда позитивно отзывается - потому что они исповедуют путинские заповеди. А раз так, то они хорошие и правильные, не то что «эти грузины, которые напали на Россию».
Edited Date: 2012-02-21 06:21 am (UTC)

(no subject)

Date: 2012-02-21 06:43 am (UTC)
From: [identity profile] avigdor.livejournal.com
Мало сч ем можно здесь согласиться.
И Россия и Азербайджанразные. Скорее уместно говорить о сходстве России с Арменией. Азербайджан сегодня - патенралисткое государство.
А это - "То, что плохо о нас пишут, это нормальное явление - различные строи всегда поливают друг друга грязью. " - просто неверно.

"Коммунисты капиталистов, а те наоборот, историю помнят все."
А можно пример? Что бы какие то загадочные "капиталисты" поливали грязью каких то абстрактных коммунистов?
" Ведь американцы никогда не будут хвалить северокорейский путь, а там американский и подавно!" - Вы плохо проинформированны - даже не говоря о конкретных результатах северокорейского "пути" есть множество американцев, которые от него в восторге - попробуйте проконсультироваться на на тему у кого нибудь из кампуса ,скажем, университета в Беркли.
Ну а с сухим остатком - что в России наваливают груды лжи о происходящем в Грузии уже годы - безусловно согласен.

(no subject)

Date: 2012-02-21 06:57 am (UTC)
From: [identity profile] mesame.livejournal.com
Россию и Азербайджан я объединил по признаку наличия т.н. нефтедолларов, преемственности власти и структуре коррупции в обществе. Я не говорю о том, что Армения, как сателлит России, не похожа на нее. Все можно сравнивать, у всего всегда можно найти как общее, так и различающееся.

Ну насчет «капиталисты против коммунистов», даже не знаю что ответить. То, как пугали «красной угрозой» в США, я думаю, ни для никого не секрет - это нормально. Разве в мире капитализма не считали коммунизм утопией, а СССР, как оплот, враждебным режимом? А вот в Грузии тоже можно найти людей, считающих что Россия - панацея, и что? Если кто-то в обществе США приемлет идеалы КНДР это не значит, что официальная политика США это делает.

Так можно до бесконечности спорить и приводить примеры.

(no subject)

Date: 2012-02-21 07:10 am (UTC)
From: [identity profile] avigdor.livejournal.com
"Россию и Азербайджан я объединил по признаку наличия т.н. нефтедолларов, преемственности власти и структуре коррупции в обществе."

кроме наличия нефтедоларов - никаких совпадений.
В Азербайджане нечто вроде монархии - что ,кстати, не есть плохо.
В России - возникают олигархические группировки, ведущие борьбу за власть. Структура коррупции - то же совершенно разная - в Азербайджане - горизонтальная а в России - через "вертикаль власти" и т.д.

"Ну насчет «капиталисты против коммунистов», даже не знаю что ответить. "

Смешное название "капиталистический режим" можно применить к кому угодно - от африканских стран до США. И везде это будет чем то, не существующим нигде, кроме воображения марксистких идеологов.
В США говорили не об абстрактной "красной угрозе" а всегда о конкретных ждействиях - ракеты на Кубе, экспансия в Азии и Европе, терроризм по всему миру - это реально финансировалось Советским союзом и это было прекрасно известно и тогда и сейчас. "Мир капитализма" - смешное и бессмысленное выражение. Рузвельт, который говорил ,что будущее Америки - социализм - это тоже "мир капитализма"?

" Если кто-то в обществе США приемлет идеалы КНДР это не значит, что официальная политика США это делает."

Вообще говоря - нет такого зверя как официальная политика, приемлющая идеалы. Официальная политика США вполне приемлет КНР - догадайтесь, близки ли американским политикам идеалы Китайских коммунистов?
Советский Союз был странной бандитствующих подонков. но Америка многие годы поддерживала его. Совки даже скрывали, насколько обильна было им помощь от американцев - советский человек не знал, что американцы во время интервенции, к примеру, зачастую воевали против Белой Армии...
Споров здесь нет и давно - только у тех, кто искренне верит советским источникам может возникнуть другое представление. При этом факты в таком деле не помеха. Тот же архив Буковского ,к примеру...

(no subject)

Date: 2012-02-21 06:47 am (UTC)
From: [identity profile] chele-sta.livejournal.com
Насчёт "есть (в России) деньги, хватает всем": прислали ссылку на статью "занимательная статистика" http://sipkin2009.mirtesen.ru/blog/43564013331/Zanimatelnaya-statistika
Уж куда как занимательно... Увы.

(no subject)

Date: 2012-02-21 07:05 am (UTC)
From: [identity profile] mesame.livejournal.com
Ни в одной стране нет идеального на 100% удовлетворенного общества. Речь идет о распределении средств по вертикали, сверху вниз - вышестоящий берет много, кто пониже - поменьше, каждое звено в такой структуре более или менее довольно текучкой, так как сменись что, и эта копейка перестанет ему перепадать - это имеется ввиду, а не толщина бумажника каждого россиянина в частности.
Edited Date: 2012-02-21 07:06 am (UTC)
From: [identity profile] vakhnor.livejournal.com
Да нормально всё Оль...Пост-Путинская Россия отзовёт незаконное признание оккупированных грузинских территориий -Ю.Осетии и Абхазии и поедем отдохнём в грузинский город Сухуми...

(no subject)

Date: 2012-02-21 06:53 am (UTC)
From: [identity profile] ottonik.livejournal.com
да времена такие .если о грузии правду и без прикрас то агент.совок жив че думать

(no subject)

Date: 2012-02-21 07:17 am (UTC)
From: [identity profile] yaros1971.livejournal.com
Какая стыдливая девушка попалась, вах

(no subject)

Date: 2012-02-21 07:23 am (UTC)
From: [identity profile] hulygun.livejournal.com
Мда, даже завидно...

(no subject)

Date: 2012-02-21 07:47 am (UTC)
From: [identity profile] timbes5.livejournal.com
точно как у Задорнова про бабульку и немцев "а ведь мы с вами воевали!.."

(no subject)

Date: 2012-02-21 08:07 am (UTC)
From: [identity profile] andy-bond.livejournal.com
Судя по статье, какая-то дикая страна, где приезжающих русских обступают местные жители "чтобы посмотреть на него" и плачут от счастья.
Георгий, ты сам в такое веришь? Тебя не оскорбляет такое описание местных жителей?

(deleted comment)

(no subject)

Date: 2012-02-21 11:06 am (UTC)
From: [identity profile] andy-bond.livejournal.com
Я не сомневаюсь. Вопрос об адекватности автора.
(deleted comment)
From: [identity profile] andy-bond.livejournal.com
Я бы на Месте Георгия эту статейку удалил бы ;)
Очень плохая пропаганда.
From: [identity profile] cyxymu.livejournal.com
я увидел ссылку на этот пост через моб в фб, зашел через моб и перепостил) но заметь перепостил так, что ссылка ката идет на ее ЖЖ, и там идет дискуссия)

(no subject)

Date: 2012-02-21 12:28 pm (UTC)
From: [identity profile] sher-ali.livejournal.com
Я тоже такого не наблюдал, но такое возможно. Народ в Грузии эмоциональный, даже избыточно.

(no subject)

Date: 2012-02-21 08:18 am (UTC)
From: [identity profile] lucas1972.livejournal.com
хорошо написано.

ЗЫ: я вот давно удивляюсь, вы президента (в бытовых разговорах) называете по имени? просто "Миша"?) у нас - привык с детства - Горбачев - Ельцин - Путин - Медведев... Брежнев-Андоропов... т.е. в разговорах кухонного уровня - по фамилии) а у вас - Миша) всегда так? прикольно) а почему так?

(no subject)

Date: 2012-02-21 08:30 am (UTC)
From: [identity profile] cyxymu.livejournal.com
не знаю, не всех так. звиади - было, потом шева, щас миша) все от президента зависит)

(no subject)

Date: 2012-02-21 01:34 pm (UTC)
From: [identity profile] morielli.livejournal.com
у нас фамилии длинные )

Date: 2012-02-21 02:40 pm (UTC)
From: [identity profile] di-bendeliani.livejournal.com
В Грузии так принято: великих звать по имени. Мы говорим Шота, а не Руставели, Илия, а не Чавчавадзе. И это правильно. Фамилия определяет род человека, имя - его личность. Если человек сложился как замечательная неординарная личность, то вполне логично называть его так. Ну и плюс - Грузия всегда была демократична. У нас никогда не было той огромной пропасти между правителем и народом, что есть в России. Просто потому, что страна маленькая и все друг друга знают.

Re:

Date: 2012-02-21 03:13 pm (UTC)
From: [identity profile] lucas1972.livejournal.com
правильно или нет рассуждать не буду, а вообще за разъяснения спасибо)
Георгий пишет, что Шеварднадзэ звали не по имени, а... прозвище?
в Германии начала девяностых услышал, что Горбачева называют "Горби")

(no subject)

Date: 2012-02-21 09:10 pm (UTC)
From: [identity profile] di-bendeliani.livejournal.com
Что характерно, советских руководителей Грузии народ звал по фамилиям. Сталина или Берию тоже практически никогда по имени не называют.
Гамсахурдию звали Звиади, и это был признак того, что считали его "своим", связывали с ним большие надежды, которые - увы - не оправдались.
А Шеварднадзе мало кто уважает, да и не за что. Война в Абхазии, засилье воров в законе, 12 лет нищеты и безысходности + жена, которая имела наглость сказать, что на 9 лари пенсии (5 долл.) можно прекрасно прожить. Шева это сокращение от фамилии (такое же как у футболиста Шевченко, кстати), а прозвище у него "белый лис".
Про Горбачева написали, и вспомнила, как в 1 классе долго стояла у школьного партиконостаса, потом прибежала домой к телевизору и никак не могла понять - куда у этого лысого дяди пятно пропало - на портретах его рисовали без родимого пятна. Вот такое оно было, первое в моей жизни раздвоение реальности :)

(no subject)

Date: 2012-02-21 12:08 pm (UTC)
From: [identity profile] gmsash.livejournal.com
>>>Так уж вышло, что про грузинские реформы мы слушали из самых первых рук - от руководителя МВД Грузии Вано Мерабишвили.

Молодец Вано, всё работает, говорит и говорит...

Я на Вас в суд "подам"!!!!

Date: 2012-02-21 05:54 pm (UTC)
From: [identity profile] narsia.livejournal.com
Я на Вас в суд "подам"!!!!

Из-за таких слов у меня слезы пошли! ((((

December 2016

S M T W T F S
     123
4 56 789 10
11121314 15 16 17
1819 20 21 22 23 24
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 12th, 2025 05:08 pm
Powered by Dreamwidth Studios